Архитектура парламентских дворцов является отражением культуры и традиций нации. Открытие летом 2006 года нового фасада здания Парламента Монголии было приурочено к 800-летию образования Великого монгольского государства. Сидячая статуя Чингисхана расположена в центре архитектурного комплекса под прямоугольным стеклянным куполом, который поддерживают четыре белые колонны с золотыми капителями. Шесть колонн по обеим сторонам стеклянного балдахина подпирают прямоугольный антаблемент. Слева и справа от центра тянется застекленная колоннада из 14 колонн, завершаемая квадратными лоджиями с небольшими куполами, установленными на 10 колоннах. Под стеклянным куполом на западной стороне расположилась статуя третьего сына Чингисхана Угудея, а на восточной-внука Чингисхана Хубилая, основателя династии Юань. По обе стороны просторной лестницы, ведущей к памятнику Чингисхана стоят конные статуи. На постаменте центрального памятника классической монгольской письменностью написано: «Основатель Великого монгольского государства, небесный правитель Чингисхан». Архитектура здания основана на символическом понимании истории становления современной Монголии, дает представление о ценностях, формирующих национальную культуру.
Ключом к раскрытию символического смысла памятников служит история дружбы, которая завязалась между двумя мальчиками в 1178 году в окрестностях горы Бурхан Халдун. У шестнадцатилетнего Темуджина разбойники угнали восемь прекрасных скакунов соловой масти. Дождавшись на закате дня возращения с охоты младшего брата, Темуджин оседлал его короткохвостого рыжего коня и отправился на поиски. Примятая конскими копытами трава указывала ему направление. Через три дня он встретил в степи мальчика, доившего кобыл. Мальчик представился Боорчу, единственным сыном Наху баяна. Он подтвердил, что восемь коней проскакали мимо него, в том же направлении куда двигался Темуджин. Боорчу заменил уставшего коня Темуджина на свежего из своего табуна, и предложил вместе преследовать конокрадов. Обнаружив на третий день украденных коней, мальчики погнали их обратно домой. Разбойники пустились за ними вдогонку, и когда они стали их настигать, Боорчу велел Темуджину продолжать гнать лошадей, а сам остался, чтобы задержать преследователей. Но Темуджин не оставил друга, и мальчики храбро отстреливаясь из лука ушли от погони. В знак благодарности за помощь, Темуджин предложил Боорчу выбрать себе любых понравившихся коней из своего скромного табуна, но тот благородно отказался от подарка, сказав, что совсем не рассчитывал на вознаграждение.
Встречи маленького Темуджина с незнакомцами не приносили ему удачи, но Боорчу показал ему пример безусловной человеческой доброты. Наху баян, утомленный поисками пропавшего сына устроил ему основательную взбучку. Однако потом он признал, что испытания выпавшие на долю мальчишек ознаменовали начало их крепкой дружбы, которую они пронесли через всю жизнь. Боорчу сражался плечом к плечу с Темуджином в более чем тридцати битвах. Честный, смелый и бескорыстный Боорчу стал талантливым полководцем, советы которого Темуджин всегда высоко ценил. И даже тогда, когда военные успехи сделали Темуджина правителем Монгольской империи, великим Чингисханом, Боорчу оставался его доверенным советником. Такова история бронзового всадника, находящегося справа от памятника Чингисхана. Боорчу, командующий западным крылом монгольской армии изображен в традиционных кожаных доспехах, которые в дальнейшем изменились под влиянием заимствований элементов обмундирования иностранных армий.
Возведенная Чингисханом в принцип лояльность стала основой правления государством, сущностью организации и жизнедеятельности его армии. В 1199 году Тоорил хан из рода Кереитов, вместе с Чингисханом вел войну против найманского хана Буюрука. Поддавшись уговорам неприятеля, Тоорил ночью со своим войском тайно бежал. Чингисхан утром проснулся в наполовину опустевшем лагере. Тоорил и его войско были внезапно атакованы превосходящими силами Буюрука, и он отправил к Чингисхану эмиссара с просьбой прислать подмогу. Чингисхан умел помнить добро: Тоорил был союзником его отца и однажды помог Чингисхану вызволить из плена его любимую жену Бортэ. Чингисхан отправил к нему четырех своих лучших полководцев-Боорчу, Мухали, Борохула и Чулууна, которые разгромили армию Буюрука и вернули Тоорилу угнанных людей и скот. Нелояльность Тоорила в конечном итоге стала причиной гибели его самого, его потомков и исчезновения государства Кереитов.
Проницательность в выборе союзников и соратников, умение ценить преданность людей позволяли Чингисхану проявить свой талант в создании успешных стратегических альянсов. Несмотря на различие в социальном и национальном происхождении, многие воины, доказавшие на поле брани свою верность хану, проявившие храбрость и отвагу удостаивались высоких чинов в монгольской армии. Одним из них был Мухали. В книге И. Чинбата “Девятибунчужное знамя Чингисхана” (“Чингисхааны есөн өрлөг”, 2019), он описывается как двухметровый атлет, “сильный как слон”, зоркий, ловкий и бесстрашный стратег. Существует легенда о том, как отряд Чингисхана в составе 30 человек, подвергся нападению возле ущелья Дзэб. Мухали, закрывая собой хана от дождя вражеских стрел приказал войску вступить в бой. Меткими стрелами он косил противника одного за другим. Враги, узнав что стреляет сам Мухали в страхе разбежались.
Мухали был третьим сыном Гуун-Ува, из племени Джалаиров, кочевавшего на землях найманов. Гуун-Ува когда-то в беседе с Чингисханом выразил свое желание совершить церемонию под священным развесистым деревом в долине Хорхонак, на которой Мухали поклялся бы Великому правителю в верности и дружбе. Однажды Гуун-Ува, Чингисхана и семь всадников сопровождения внезапно атаковал неприятель. Под Чингисханом убили коня, тогда Гуун-Ува отдал ему своего, а сам остался сдерживать противника, чтобы остальные могли спастись. Спустя много лет, хан исполнил мечту Гуун-Ува и провел под священным деревом церемонию для своего ближайшего соратника. К тому времени Мухали уже успел многократно доказать ему свою верность. Монгольская империя достигла могущества и вела войну против превосходящих и хорошо оснащенных войск государств Ляо и Цзинь. Мухали, как командующий восточным крылом армии Чингисхана в течение 25 лет играл незаменимую роль в длительных военных походах на юг, результатом которых стала осада Пекина. Его отношение к своим соратникам и воинам было братским и наставническим. Он учил их военной хитрости и смекалке, позволяющим малыми силами одерживать победу над превосходящими численно и технически армиями противника. Мухали был не лишен дипломатического таланта, и советовал своему хану активно привлекать эмиссаров для создания стратегических альянсов. Так союз с династией Сун способствовал увеличению численности монгольской армии и развитию военных технологий. Мухали умер стариком и остался в памяти воинов как пример превосходства монгольского военного искусства. Конная статуя полководца находится слева от ступеней ведущих к памятнику Чингисхана. Мухали изображен в металлическом пластинчатом доспехе, с булавой в правой руке.
Памятники историческим деятелям создаются с целью увековечить их вклад в развитие нации. Они служат будущим поколениям напоминанием о наших ценностях. Глядя на них, возникает желание больше узнать о жизни и деяниях этих людей. Вместе с пониманием того, кем они были, приходит осознание их исторической роли, и бронзовые статуи начинают оживать в нашем воображении.
Оформление фасада в классическом греко-римском стиле было бы предпочтительнее, так как он воплощен во многих архитектурных жемчужинах Улан-Батора: здания Национальной публичной библиотеки, МИД Монголии, Государственного академического театра оперы и балета. Фасадное решение, выполненное в традиционной манере, по форме напоминающее восточный храм с выступающей крышей на тонких колоннах вполне приемлемо, хотя и создает впечатление некой отдаленности. Гийом де Рубрук, в 1253 году посетивший Каракорум описывает, что центр ханского двора в древней монгольской столице украшал великолепный фонтан с фигурой золотого ангела, а вокруг располагались храмоподобные здания. Дизайн фасада парламентского дворца в Улан-Баторе является отражением архитектурной эклектики, с древних времен и по сей день ценимой монголами. Чингисхан славился своей веротерпимостью и культурной толерантностью, поэтому сочетание различных архитектурных стилей на площади Сухэ-Батора служит отчасти напоминанием об этих качествах его личности.
В настоящее время, свободный доступ к зданию Парламента закрыт. Я искренне желаю, чтобы наш парламентский дворец открылся для посещения, и люди имели бы возможность с близкого расстояния осматривать памятники, как это принято во многих демократических государствах. Тогда статуи не будут внушать страх, а истории жизни и дела людей, увековеченных в скульптурах станут вдохновлять современников.
Ж.Ариунаа (статья опубликована в газете “UB Post” 29 апреля 2020)