МОНГОЛИЯ Чингис Хан

Чингис Хан как величайший основатель Евразийского государства

Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ

Ровно 800 лет тому назад, по восточному летоисчислению — в год Тигра (бар жил), а по христианскому календарю — в 1206 году, на берегу реки Онон состоялось грандиозное событие, совершенно по-новому предопределившее тогда будущее всего евразийского мира и по своему значению в последующем не знавшее границ в историческом времени и пространстве. На Великом курултае было основано единое Монгольское государство, положившее долгожданный конец продолжавшейся столетиями междоусобной и разорительной войне в бескрайней монгольской степи. Великим Ханом объединенной монгольской земли на нем был провозглашен Тэмуджин — незаурядный и непревзойденный на многие века стратег, полководец и дальновиднейший государственный деятель своего времени. Великий курултай, возведя его на трон степной державы, подтвердил за ним принятый ещё на курултае 1182 гоа титул “Чингисхан”, тем самым он осуществил легитимацию непререкаемого значения и роли его личности именно как основателя великой монгольской империи.

Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ

Ещё одним значительным явлением на этом курултае стало принятие Великого Ясака (Их засаг) — “Большой власти Чингиса”, представлявшей собой уникальный свод законов ханского монгольского государства. Великий Ясак состоял из двух частей: Билика — системы изречений Чингисхана и собственно Ясака. Великий Ясак по существу являлся системой не только нормативно — правовых предписаний, но и нравственных императивов, которым отныне должны были строго следовать в своей жизни кочевники — подданные единого

монгольского государства. Поэтому этот сборник законов охватывал почти все стороны жизнедеятельности империи монголов.

Разумеется Великий Ясак был написан, что называется, не с чистого листа, т.е. Чингисхан сформулировал его не на голом месте. Новый общемонгольский закон строился на базе Еке Торе и древних йосонов (определенного перечня законоподобных правил, обычаев и традиций), которыми руководствовались монголы до Чингисхана. Тем не менее большинство статей Великого Ясака и полностью Билик, а также необходимость неукоснительного следования духу и буквам нового государственного закона были сотворены и привиты объединенному народу рукой и умом гениального Чингисхана.

Для меня как государственника по духу и мировоззрению, как человека, стоящего всегда на позициях и принципах сильной государственности, особый интерес, безусловно, представляет Великий Ясак с содержательной и функциональной стороны. Эта сторона среди современных исследователей, на мой взгляд, наиболее адекватно, в более или менее упорядоченном виде, хотя и несколько обобщенно, дана в капитальном труде выдающегося монгольского учёного и писателя Сайшияла “Сказание о Чингисхане”, успешно переведённом на русский язык, кстати, нашим известным бурятским писателем  и переводчиком Норполом Очировым и изданном в Улан-Уде в 2006 г. Согласно современной классификации Сайшияла, Великий Ясак включает в себе шесть крупных разделов. Каждый раздел состоит из одного или более законов, которые, в свою очередь, конкретизированы в соответствующих статьях и параграфах. Так, первый раздел представляет собой Основной закон, второй — Закон о Ханском государстве, третий — Закон о войнах и войсках, четвёртый — Закон о гражданах. Пятый раздел включает несколько законов, в том числе Особый закон — Закон об отношениях между многими государствами, Закон о хозяйстве, Закон о торговле, Закон о путях проезда и об уртонах, Закон о религии и морали и т.д. Шестой раздел означает не что иное как Уголовный закон. Подробное ознакомление с этим законодательным документом лишний раз меня убеждает в том, что фундаментальные основы государственно-правового и конституционнного устройства современного мира были заложены ещё в начале 13 столетия великим монгольским государствостроителем Чингисханом в его “Великом Ясаке”. Многие его законоположения и принципы впоследствии были заимствованы и использованы в строительстве и развитии Русского государства, Российской империи.

На мой взляд, Ононский курултай 1206 года, обнародовавший Великий Ясак, по существу положил начало по- настоящему, говоря современным языком, реформаторской деятельности Чингисхана, обеспечвшей тогда рождение сильного и хорошо управляемого государства. Так, в числе его важнейших реформ в этом направлении можно назвать то, что Чингисхан как правитель кочевнической державы провозгласил организацию десятичной системы не только в армии, в войсках, но и в целом в государстве. В результате весь разноплеменной народ был  поставлен на уровень четкого учёта и разверстки по десяткам, сотням, тысячам и тумэнам (десяти тысячам). Прежняя родоплеменная структура стала терять свою былую значимость и где-то обретала архаичный (в лучшем случае — обрядовый) характер. И такое происходило в Монголии 13 века! Теперь же любую семью (группу семей) из некогда существовавшего племени в любое время можно было по необходимости поднять с мест традиционного и, прежде всего, родового обитания, отправить за сотни и даже тысячи верст под власть другого нойона — тысячника, включить на новом месте в новый десяток или сотню.

И, как итог, названия племён постепенно, но неминуемо становились лишь формальными напоминаниями о генеалогии, о былом происхождении монголов. Каждый монгол в своём лице всё больше выступал в образе объединившего народа, нежели конкретного рода, племени. Права собирать свое племя и сохранять его были удостоены лишь непосредственные соратники Чингисхана.

Распространение системы связей, взаимоотношений и соподчинений, близкой военно-командному образцу, на весь народ, внедрение её в качестве приоритетной структуры в государственном устройстве, успешно осуществлённые Чингисханом, многократно повышали управляемость империей, дисциплину, учёт, контроль в её обширных границах. А это неизбежно сказывалось на позитивном уровне оперативности и мобильности монголов в случаях срочной организации военной мобилизации, при необходимости спасения от стихийных бедствий, сбора налогов. Одновременно такая реформа способствовала усилению стабильности, сплоченности монголов как единой нации. В этих условиях заметно уменьшались явные риски и скрытые интриги аристократической оппозиции. Прежняя и достаточно влиятельная роль князей, глав родов и племён оттеснялась на уровень традиционных ритуалов. Достоиства этих титулованных людей в военном и государственном строительстве оценивались прямо пропорционально их реальным вкладам в общемонгольское дело, а не статусу их родословных. Это давало Чингисхану право на выдвижение на высокие посты в иерархии государственного и военного правления незнатных по роду, но талантливых и способных монголов. И уже на берегу Онона в 1206 году монгольский император серией своих указов и назначений сполна и убедительно реализовал такую возможность.

Многое из вышесказанного, вне сомнения, созвучно тем реформаторским деяниям нынешного Президента Российской Федерации В.В. Путина, которые как раз направлены на укрепление устоев федеративной государственности, на усиление вертикали власти в стране. Прежде всего, здесь следует отметить успешное осуществление им таких крупных реформ во властной структуре российского общества как создание и функционирование семи Федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента РФ, образование и деятельность Государственного Совета при Президенте России. Необходимо также отметить системную ротацию кадров в высших эшелонах власти страны, эффективно проводимую российским Президентом и нацеленную на совершенствование государственного управления. Ещё одно крупное направление реформаторской деятельности В.В. Путина связано с процессом укрупнения административных и национально-территориальных образований, призванным реально повысить уровень управляемости в регионах, обеспечить необходимый рост экономики и благосостояния на местах. Процесс укрупнения регионов, направленный на ликвидацию чрезмерной и не оправдавшей себя административно-территориальной раздробленности России, экономической малоэффективности и отсталости некоторых национально — территориальных образований,  коснулся и представителей монголоязычного народа в лице Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Состоявшийся 16 апреля 2006 года референдум по объединению этого автономного округа с Иркутской областью показал единодушную поддержку народом, проживающим в округе, основного вопроса, вынесенного на данный референдум.

В этой связи следует особо подчеркнуть процесс объединения регионов, несмотря на всю свою видимую и невидимую непростоту и неоднозначность, осуществляется и будет осуществляться строго в рамках конституционного поля Российской Федерации, которое в истекшее десятилетие достаточно окрепло, чтобы более или менее утвердиться  в правовом сознании россиян. Иначе говоря, конституция РФ выступает основным гарантом обеспечения правовых полномочий и нормально о самочувствии граждан коренных национальностей (в данном случае — народа Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) в условиях укрупнения регионов. т.е. она должна служить действительным и действенным законом для сохранения их национального языка, культуры, многовековых этнических традиций, а также некоторых форм их государственности. Для меня непреложной истиной является то, что Россия была и остаётся полиэтническим образованием, была и будет многонациональным государством.

Таковы не только исторические, не только современные реалии. Таковыми останутся российские религии и в будущем, в чем я глубоко убежден. Поэтому национальная политика всегда была и будет в центре беспрестанного внимания Президента России, федеральных и региональных органов государственной власти.

В контексте связанного необходимо подчеркнуть, что во внешней политике России приоритетным направлением является развитие дружественных отношений, плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира, в том числе с Монголией. Говоря о состоянии российско-монгольских отношений на нынешнем этапе, следует отметить, что они успешно развиваются в соответствии с духом Улан-Баторской декларации, подписанной в 2006 году во время официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Монголию. Этот визит стал переломным моментом, открыв качественно новую страницу в новейшей истории взаимоотношений наших двух стран. Новый импульс добрососедским отношениям призван придать недавний официальный визит (июль 2006 г.) правительственной делегации РФ во главе с премьером-министром М.Е.Фрадковым, состоявшийся в связи с празднованием знаменательных дат — 800-летия образования Монгольского государства и 85-летия Народной революции в Монголии. В рамках развития многолетних добрососедских отношений Россий и Монголии по-особому высвечиваются традиционная дружба и всестороннее и плодотворное сотрудничество монгольского народа с жителями Республики Бурятия, являющейся полноправным Субъектом Российской Федерации. Наша республика, будучи ограничной и составной частью великой России, а её славный народ, будучи тесно связанный самой исторической судьбой узами многовекового союза и дружбы с великим русским народом, в то же время по-прежнему в этнокультурном, конфессиональном, ментальном, языковом и иных отношениях продолжают оставаться в неразрывном единстве с монгольским миром. Именно поэтому очень важным для нас, народа Республики Бурятия, представляется объективное осмысление с высоты сегодняшнего дня роли и значения образования единого Монгольского государства, происшедшего 800 лет тому назад. Ведь неопровержимым историческим фактом является то, что у его истоков во главе с великим Тэмуджином стояли и выдающиеся предки современных бурят. Следовательно, дух этнопсихологического сопричастия и позитивного восприятия со стороны народа Бурятии  этой даты как события всемирно-исторического значения является вполне понятным и закономерным.

Совершенно не случайно то, что Организацией Объединённых Наций признано важнейшее значение образования единого Могольского государства, причём не только для самой нынешней Монголии, но и для всего международного сообщества. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года принята специальная резолюция, где особо отмечены роль и влияние цивилизации кочевников на общественный уклад на всем пространстве Евразии. Как тут не вспомнить слова выдающегося русского евразийца Н.С.Трубецкого, написанные им более семидесяти лет тому назад: “Одного взгляда на историческую карту достаточно, чтобы убедиться в том, что почти вся территория современного СССР некогда составляла часть монгольской империи, основанной великим Чингисханом. Некоторые части прежней императорской России, присоединенные в послепетровскую эпоху: Финляндия, Польша, Балтийские провинции, в монархию Чингисхана не входили; но они отпали от России, так как исторической, естественной связи у них с Россией не было. Другие области, случайно не входившие в состав монгольской монархии, но естественные по своей географической и этнографической природе, связанные с этой монархией и присоединенные к прежней России, удержались в СССР. Присоединение к СССР Хивы и Бухары, сохранявших призрачную самостоятельность при последних русских императорах, и провозглашение советской республики в Монголии являются продолжением и укреплением исторической связи с монархией Чингисхана. На этом же пути можно с уверенностью предсказать в будущем присоединение китайского Туркестана.

Таким образом, в исторической перспективе то современное государство, которое можно назвать и Россией и СССР (дело не в названии), есть часть великой монгольской монархии, основанной Чингисханом. Конечно же, наследие великого Чингисхана и исторический опыт его детища — трансконтинентального евразийского государства, вобравшего супергигантскую территорию и народонаселение, весьма многомерны и неоднозначны. Известно, что в русской истории 18-19 столетий и в советской исторической науке превалировала негативная оценка жизнедеятельности Чингисхана и Монгольской империи. При этом допускались нарочитые искажения и даже извращения исторических фактов, связанных с эпохой Чингисхана. Поэтому Чингисхан нередко представал  в образе эдакого варвара, ненасытного агрессора, кровавого тирана. Но в историческом исследовании такой великой личности недопустима и другая крайность: впадение в панегирическое отношение к ней, безумное её восхваление и обожествление. Научно-исторический анализ личности такого масштаба как Чингисхан ничего общего не должен иметь с её мифологизацией и сакрализацией. Объектирование оценки жизнедеятельности Чингисхана и его эпохи на принципах не надуманного и тем более не фальсифицированного, а реального историзма предполагает прежде всего отход от деструктивной негации этого великого опыта и позитивное извлечение  из него того, что полезно и поучительно для современного государственного строительства, для современного мироустройства. Другими словами, только взвешенный, всесторонне (исторически и фактически) обоснованный подход к личности Чингисхана и его эпохи, по моему глубокому убеждению, способен привести исследователя к конструктивным выводам, имеющим актуальное значение для современности и, конечно же, для Российской Федерации. В их числе можно обозначить следующие моменты.

1. Чингисханом была создана самая крупная империя в мире — трансконтинентальное евразийское государство. На его территории в настоящее время располагается более 30 современных государств с населением в почти три миллиарда человек. Из 15 бывших республик СССР монгольские завоевательные походы коснулись абсолютного большинства ныне независимых государств постсоветского пространства, исключая страны Балтии и значительную часть Белоруссии. По этой объективной причине история возникновения и функционирования империи Чингисхана и его завоевательных походов-это неотъемлемая часть истории России и многих государств СНГ. Поэтому данные вопросы традиционно изучаются в рамках школьных и вузовских учебников по истории, входят в круг приоритетных вопросов для отечественной (российской) исторической науки. При этом история некоторых народов Российской Федерации напрямую связана с историей средневековых монголов, ибо они, т.е. современные буряты и калмыки, в этнокультурном, религиозном и языковом отношении представляют часть монгольского мира.

2. Монгольские завоевательные походы способствовали массовым миграционным процессам большого числа народонаселения в границах великой империи и, в конечном счёте, привели к формированию ряда новых народов и этносов в составе РФ. Некоторые из них (татары, башкиры) в настоящее время имеют большую численность населения, занимают общеэтническую территорию расселения и структурированы в форме соответствующих субъектов РФ. Для данных народов история монгольской империи является не только чисто монгольским явлением, но и важной частью их собственной истории. В этой связи необходимо подметить, что имя Чингисхана нередко названными этносами используется в качестве символа этнонациональной идентичности и исторической памяти народа.

3. Создание монгольской империи привело к значительным геополитическим изменениям, которые можно считать, выражаясь на современном языке, глобализацией 13 столетия. В самом деле, были установлены достаточно прочные коммуникативные связи между Дальним Востоком, Центральной Азией и Западом, Европой, которые в условиих устоявшегося  мира на всей территории великой империи способствовали интенсивному развитию торговых и информационных обменов между различными цивилизациями. В результате из Восточной Азии (Китай) на Европейский Запад стали проникать идеи книгопечатания, порох, компас, бумажные деньги и т.д., что с течением времени в немалой степени обусловило взлет Западной цивилизации, её модернизацию и установление европейской гегемонии над остальным миром. Однако глобализация 13 века имела и оборотную сторону: быстрое распространение в 14 веке чумы из Китая в Европу, распад ранней глобальной системы связи, демографический кризис конца позднего средневековья. Эти исторические факты должны как раз послужить поучительным уроком и предостережением в условиях нынешней глобализации, когда при современной супероперативной и сверхскоростной связи могут, например, из одного очага очень быстро распространиться по всему миру различные инфекционные и иные опасные для человечества заболевания (СПИД, атипичный грипп и т.д).

4. Осмысление роли Чингисхана и монгольского фактора в российской истории привело в 20-е годы прошлого столетия к зарождению в русской общественной мысли учения евразийства. Оно стало идеологией русских государственников, которые последовательно и неотступно отстаивали позицию, заключавшуюся в том, что именно монгольское завоевание способствовала созданию сильной государственной традиции в России и бусловило образование Российской империи. Многие из евразийцев не без основания полагали, что Российская империя по праву является прямой наследницей империи Чингисхана, объединившей Евразию супергигантский мир между Западом и Востоком (Вышеприведенное суждение виднейшего евразийца Н.С.Трубецкого яркое тому подтверждение). В 90-е годы прошлого столетия усилиями некоторых постсоветских государств (прежде всего — Казахстана и России) получила официальное оформление идеология современного евразийства, согласно которой СНГ рассматривалось как единое экономическое, культурное и цивилизационное пространство. В последние годы образована ещё более действенная межгосударственная структура “Евразийский экономический союз” (Евраз ЭС), где ключевыми экономическими фигурами выступают Россия и Казахстан.

5. Изучение геополитического и государственного опыта, заложенного монгольской империей, имеет важное значение для современности, ибо эта империя являла собой полиэтническое образование, многонациональную и многоязычную страну, где исторически впервые была воплощена идея приоритета личных достоинств над племенными и родственными узами, осуществлена свобода вероисповедания (т.е.достигнута веротерпимость), установлена необычайно развитая

система почтовой и другой коммуникативной связи. Также в границах великого государства была внедрена грамотная, торговая политика, что не только способствовала заметному развитию товарно-денежных отношений, но и оказывало существенное влияние на жизнь сопредельных с ним стран и народов, а в целом же — остального мира. Особого внимания и признания заслуживает и опыт межгосударственного сотрудничества, заложенный при Чингисхане. Именно великим ханом впервые во взаимоотношениях с иными странами был введен закон о неприкосновенности послов. В современном мире закон о дипломатическом иммунитете как международный императив принят всем мировым сообществом.

Таким образом, на основе вышесказанного можно однозначно заключить, что величие Чингисхана (а оно несомненно и неопровержимо во все времена, покуда будет существовать человеческий род) отнюдь не определяется его бездумным и безудержным возвеличиванием. Он с точки зрения объективной исторической реальности не нуждается в этом. Но Чингисхан славен не только своими историческими деяниями, кардинально изменившими мир его эпохи. Он велик, главным образом, своим богатейшим и многогранным наследием — не затмеваемым временем историческим опытом, оставленным для современного человечества и продолжающимся служить для него непременным, причем в большей степени — позитивным, уроком в деле государствостроительства, в установлении миропорядка в международном сообществе, а также во множестве иных сфер человеческой деятельности.