Культура МОНГОЛИЯ

Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики

Рецензия на книгу: Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики.  Москва: РГГУ, 2016.301 с. 

М.П.Петрова

 

Издательство Российского государственного гуманитарного университета выпустило в свет монографию профессора Л.Г.Скородумовой «Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики».

Доктор филологических наук, профессор РГГУ Л.Г.Скородумова автор около 20-ти монографий, учебников и учебных пособий и более 50-ти статей по вопросам истории и теории монгольской литературы, лингвистики, лингвострановедения и этнопсихологии монгольских народов. Выпускница кафедры монгольской филологии Восточного факультета ЛГУ (СПбГУ) Л.Г.Скородумова много лет проработала в Улан-Баторе в качестве первого секретаря Посольства России в Монголии. Является членом Союза писателей России.

Новое монографическое исследование ««Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики» — результат научной работы автора в течении последних 20-ти лет. Оно посвящено рассмотрению особенностей повествовательной прозы монголов XIX-XX веков. Анализируя основные этапы развития монголистики, Л.Г.Скородумова приходит к выводу о том, что «…За два столетия монголоведение проделало стремительный путь от случайного набора обрывочных фактов до особой научной дисциплины, которая мало уступает другим разделам мирового востоковедения» (1). Автор подчёркивает, что окончательному выделению именно литературоведения в самостоятельную отрасль монголистики способствовали труды таких известных учёных, как А.М.Позднеев, Б.Я.Владимирцов, В.Л.Котвич, Н.Н.Поппе, С.А.Козин, Л.К.Герасимович, К.Н.Яцковская, Г.И.Михайлов, Н.П.Шастина. Благодаря их деятельности был накоплен богатый опыт исследований и выработаны методы и подходы к изучению монгольской литературы.

 В первой главе своей монографии Л.Г.Скородумова обращается к исследованию современного состояния монгольской литературы через призму жанрового развития. В центре внимания автора – роман, как синтетический жанр, опирающийся на достижения нескольких литературных жанров – повести, новеллы, драматургии. Своими корнями он уходит в эпическую традицию монголоязычных народов и в ходе своего эволюционного развития испытывает влияние как китайской и индийской романной прозы, так и, позднее, русской и советской. Л.Г.Скородумова последовательно останавливается на характеристике летописной традиции, поэзии и прозе, монголо-тибетских и монголо-индийских связях в отношении переводной литературы, возникновении авторской литературы в XIX веке.

Вторая обширная глава книги посвящена исследованию творчества В.Инжинаша (1837-1892), считающегося основоположником жанра романа в монгольской литературе. Профессор Скородумова анализирует публицистику, бытовые романы, а также исторический роман В.Инжинаша «Синяя сутра». Характеризуя вклад романиста в развитие художественной словесности в Монголии, автор пишет: «Творческое наследие Инжинаша имеет принципиальное значение для изучения истории монгольской литературы и культуры. Он поднял уровень отечественной культуры на небывалую высоту. Блестящее использование им поэтики национальной образности, эпических приёмов повествования позволяют считать творчество Инжинаша неотъемлемой частью единого литературного процесса Монголии» (2).  Особую ценность в этой главе имеет словарь метафор и сравнений в романах В.Инжинаша «Одноэтажный павильон» и «Палата красных слёз», позволяющий более точно переводить их тексты с монгольского языка на русский с учётом культурно-исторического и социологического аспектов.

В третьей главе Л.Г.Скородумова подвергает исследованию эволюционные процессы, имевшие место в монгольской прозе в ХХ веке. Синтез повествовательно-литературных и театрально-драматических традиций привёл в 20-30-е годы прошлого столетия к возникновению произведений, интерпретирующих традиционные темы. Попытки наполнить традиционные формы новым содержанием можно проследить в произведениях Д.Нацагдоржа (1906-1937), С.Буяннэмэха (1902-1937), Д.Бодоо (1855-1922).

Творчество этих авторов, считающихся сегодня основоположниками современной монгольской литературы, а также основателя психологической прозы С.Эрдэнэ (1929-2000) оказало значительное влияние на формирование романного мышления в последние десятилетия, — считает исследователь. Она не обходит своим вниманием и произведения таких известных поэтов и прозаиков, как Д.Пурэв, С.Пурэв, Д.Мягмар, Д.Гармаа, Д.Батбаяр. Д.Урианхай и других. Их опыт художественного осмысления исторического прошлого и настоящего монгольского народа также оказал большое влияние на эволюционное развитие жанра романа в ХХ веке. Здесь Л.Г.Скородумова останавливается на значении таких исторических романов, как «На Алтае» и «Прозрачный Тамир» Ч.Лодойдамбы, «Заря в степи» Б.Ринчена, «Горный поток» Л.Тудэва, «Весенний поток» Ц.Цэдэнжава. Классифицируя романы по жанрово-тематическому принципу, автор монографии констатирует появление в 80-е годы ХХ века в монгольской литературе нравоописательных романов, обусловленных широким детерминирующим социальным фоном.

Трансформация художественного метода в литературе 90-х годов ХХ века рассматривается автором сквозь призму социально-политических изменений в монгольском обществе в этот период. Профессор Скородумова приходит к выводу о том, что в  конце прошлого столетия развитие романного жанра проходило двумя путями: совершенствование новеллистических форм – рассказа и повести – и дальнейшее развитие и углубление традиционного жанра исторической прозы. В подразделе «Российско-монгольские литературные связи» ёмко и аргументированно представлено влияние русской и советской литературы на развитие художественной словесности в Монголии.

Четвёртая глава монографии представляет развитие монгольской литературы на рубеже ХХ и XXI веков. Осталась в прошлом литература соцреализма. Наступило время выработки новой эстетической платформы. Л.Г.Скородумова рассматривает вопрос становления новой модернистской литературы как литературы молодого поколения, школы ремесла. «Стремление молодых поэтов к западным течениям в искусстве, постижению стилистики экзистенциализма вступает в противоречие с исконно восточным менталитетом – поэтикой восточной классики, выросшей из традиционного ассоциативно-образного мышления», — пишет автор (3). Последовательно останавливаясь на различных прозаических и прозопоэтических жанрах новейшей монгольской литературы – миниатюре, афоризме, рассказе, повести, Л.Г. Скородумова приходит к выводу о том, что монгольская литература рубежа веков фиксирует процессы возрождения традиционализма, утверждения этнической самоидентификации. Этому течению противостоит продолжение адаптации на национальной почве ценностных ориентиров преимущественно формалистических течений западной культуры ХХ века, особенно модернизма и постмодернизма.  Характеризуя творчество таких современных прозаиков как Д.Батбаяр, Л.Дашням, Д.Уранхай, У.Шигуургэ, Г.Аюурзан, Т.Юмсурэн и других, исследователь справедливо отмечает, что сегодня в литературном процессе Монголии наметились две тенденции: беллетризация повествования с использованием исторического и доку ментального материала и явное стремление к сложной, философской прозе, с одновременным освоением стилистики модернизма (4). Привычный для литературы Монголии жанр исторических повествований и, в целом, реализм сейчас приобретают новые формы. Но и в сегодняшние бурные дни роман остаётся в монгольской литературе ведущим прозаическим жанром.

В пятой главе своей книги профессор Скородумова представляет систему образов в монгольской культуре. Она рассматривает эволюцию художественного образа в монгольской поэзии: от В.Инджинаша и Д.Равжи, через творчество Д.Нацагдоржа и С.Буяннэмэха к произведениям современных авторов. Обобщению и анализу подвергаются образные системы, связанные со стихиями огня и воды, названиями солнца и других небесных тел. На наш взгляд, эта глава имеет практическую ценность.

 В заключении Л.Г.Скородумова приходит к важному выводу о том, что в настоящее время мы становимся свидетелями процесса, который приводит к особенно интенсивному обновлению художественного опыта монгольской литературы. Этот процесс обусловлен не только взаимовлиянием родов и жанров, но проявляется и в неожиданном для нашего времени интенсивном возрождении метафорического мышления. Автор монографии даёт свой прогноз дальнейшего развития художественной словесности в Монголии: «С одной стороны повествовательная проза будет развивать традиционный жанр исторического романа, а с другой – продолжится развитие реалистической традиции русской классики» (5).

Библиография насчитывает 612 наименований работ на русском, монгольском и западноевропейских языках.

В результате комплексного теоретического исследования с привлечением большого фактологического материала доктор филологических наук Л.Г.Скородумова рисует целостную картину эволюции жанров, сюжетов, стилей, художественных средств и приёмов монгольской литературы XIX – XX  веков. Монография «Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики» представляет несомненный интерес как для монголоведов, так и для широкого круга читателей.

(1) Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики. М.,2016, с.5

(2) Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики. М.,2016, с.85

(3)Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики. М.,2016, с.159

(4) См. подробно: там же, с.176

(5) Скородумова Л.Г. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики. М.,2016, с.263