Наука и Образование НОВОСТИ ТОП

Институт восточных рукописей РАН. Mongolica. Том XXV, 2022, №2

Институт восточных рукописей РАН. Mongolica. Том XXV, 2022, №2 / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2022. — 70 с.

Содержание номера:

ФИЛОЛОГИЯ

А. С. Донгак. Исторические предания и легенды тувинцев и устные рассказы и представления западномонгольских народов об Амарсане и Чингунжаве — 5

Тувинский и монгольский народы с древнейших времен находились в тесных историко-культурных взаимосвязях, что стало основой для возникновения и взаимовлияния общих сюжетов мифологических представлений, эпических сказаний, героико-исторических и топонимических преданий и легенд и других жанров фольклора. В легендах и исторических преданиях западномонгольских народов и тувинцев также отражена общая борьба против маньчжурских завоевателей. В Туве и Монголии широко распространены легенды и предания об ойротскам Амурсане и хотогойтском Чингунжаве, возглавивших движение сопротивления против оккупантов Цинской империи. В статье автор рассматривает в сравнительном аспекте сюжеты и мотивы тувинских легенд и преданий об Амурсане и Чингунжаве с похожими устными рассказами западномонгольских народов.

Ключевые слова: исторические легенды, предания тувинцев, Амарсана, Чингунжав, западно-монгольские народы, устные рассказы, сюжеты, мотивы, параллели

Т. Н. Паштакова. Алтайский эпос «Дьангар» в репертуаре алтайских и других тюрко-монгольских народов — 15

В статье рассматривается алтайское сказание «Дьангар», начиная с первых упоминаний в исследованиях об этом эпосе. Текст бытовал в устной традиции и был записан в 80-е годы ХХ века. Масштабность текста, его поздняя запись в период угасания эпического процесса вызвали ряд вопросов, отдельные ученые стали рассматривать его, как заимствованный монгольский вариант, другие подробно записывали свидетельства самих сказителей, которые подтверждали присутствие данного эпоса в репертуарах своих учителей-сказителей. В связи с этим нами приводится подробная хронология фиксации этих упоминаний, затем дается сравнение записанного текста от потомственного сказителя Н. Ялатова с репертуаром алтайских сказаний, в том числе, известных текстов именитого сказителя Н. Улагашева, так как именно у него было записано первое свидетельство о бытовании монументального сказания «Дьангар». Сравнение с другими текстами доказывает стабильность сюжетных линий «Дьанара» в репертуаре алтайских сказаний. В статье рассматриваются вопросы о сопоставлении сюжетных линий, мотивов, сходства этого сказания с текстами алтайских сказителей. Далее уделено внимание аналогиям в эпосе тюрко-монгольских народов, что указывает и на общие сюжетные истоки этих сказаний.

Ключевые слова: алтайцы, эпос, Дьангар, текст, сюжеты, сказитель, поэтика

ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ

Б. Л. Митруев. Печати ойратских ханов — 25

После падения Юаньской династии ойратские правители обратили свое внимание на Запад — в Тибет, как на центр духовной и светской власти. Многие из этих правителей стремились получить ханскую печать и титул от Далай-ламы. В данном исследовании рассматриваются печати трех правителей Джунгарского ханства: Есельбейн Сайн-Ка, Галдан-бошогту-хана и Даваци. В статье вводятся в научный оборот сфрагистические данные о печатях ойратских правителей и сформулированы предположения относительно характера и происхождения этих печатей, для чего используются письма на калмыцком языке, хранящиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия, а также публикации документов с печатями ойратских правителей. Автором статьи выяснено содержание легенд на печатях правителей и выдвинуты гипотезы об их происхождении.

Ключевые слова: Есельбейн Сайн-Ка, Эльзе-Оршихи, Галдан-бошогту-хан, Даваци, калмыцкая сфрагистика

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

С. Л. Бурмистров. Эволюция понятия пустоты: от Палийского Канона к поздней мадхьямаке — 35

Фундаментальный для буддизма махаяны термин «пустота» (śūnyatā) появляется еще в Палийском Каноне, где означает отсутствие чего-либо постоянного в сансарическом мире. Семантически он связан с базовым для всей буддийской догматики термином anātman, означающим несуществование «Я» или того, что относится к «Я». Аналогично интерпретируется термин «пустота» и в раннемахаянских сутрах — «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре», «Ланкаватара-сутре», «Сандхинирмочана-сутре». При этом в «Ланкаватара-сутре» подчеркивается, что этот термин имеет чисто инструментальный характер и не указывает на какое-либо свойство реальности самой по себе. В мадхьямаке он истолковывается как понятие, обозначающее несуществование чего бы то ни было самосущего (имеющего своей причиной самое себя). В любом случае основной аспект термина «пустота» — сотериологический: он необходим для того, чтобы изменить сознание адепта, освободив его от аффектов и тем самым позволив ему постичь истинную реальность.

Ключевые слова: Санскритские буддийские письменные памятники, махаянские сутры, Палийский Канон, нирвана, идеал бодхисаттвы

ИЗ АРХИВОВ ВОСТОКОВЕДОВ

С. С. Сабрукова. Страницы истории отечественного монголоведения из воспоминаний Г. И. Михайлова (1909–1986) (Продолжение) — 45

Статья содержит продолжение издания мемуаров монголоведа XX в. Г. И. Михайлова о своих учителях и коллегах Б. Я. Владимирцове, Г. Е. Грумм-Гржимайло, А. В. Бурдукове, С. А. Козине, Н. Н. Поппе и Г. Н. Румянцеве. Мемуары находятся в личном фонде Н. П. Шастиной в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН. Г. И. Михайлов определяет свои воспоминания как заметки об известных личностях русского востоковедения, в них описаны реалии жизни того времени, личный взгляд автора на разные события в жизни его «героев». Хронологически они охватывают более сорока лет, с 1926 по 1967 г. Текст мемуаров написан живым языком, интересно и увлекательно, с использованием формы речи — диалога.

Ключевые слова: Б. Я. Владимирцов, Г. Е. Грумм-Гржимайло, А. В. Бурдуков, С. А. Козин, Н. Н. Поппе, Г. Н. Румянцев

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Т. Г. Басангова. Труды по калмыцкой фольклористике за 2021 год — 57

Т. В. Ермакова. Конференция «Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований-2» (Санкт-Петербург, 14 марта 2022 г.) — 61

П. Саранцацрал. «Илья Репиний нэрэмжит дүрслэх урлагийн академийн дэг сургууль монголын дүрслэх урлагт» сэдэвт олон улсын эрдэм шинжилгээний хурал — 66

IN MEMORIAM

Л. Б. Бадмаева. Памяти Учителя — Л. Д. Шагдаров (29.10.1930 г. — 13.03.2022 г.) — 68

 


Mongolica. Том XXV, 2022, №2,  PDF

p_mongolica_25_2_2022