МОНГОЛИЯ Музеи

Памятник Д.Сухэ-Батора

Великие памятники прошлого не теряют своего значения и в будущем. Конная статуя Сухэ-Батора является не только главной достопримечательностью Монголии и ее столицы, но и символом веры народа. Со времени открытия летом 1946 года, монумент в самом центре Улан-Батора не раз становился свидетелем многих важных событий в жизни монголов. Сегодня, когда Монголия стала демократической нацией, объединенной общей верой в народовластие и процветание, свобода воспринимается ею как нечто само собой разумеющееся. Однако это не всегда было так. На заре ХХ века Монголия с населением едва достигавшим полумиллиона человек представляла собой поле битвы между старой и новой идеологиями, и их иностранными и внутренними приверженцами. В результате продолжительного террора и кровопролития нация оказалась на грани исчезновения.

Для Д.Сухэ-Батора ситуация в стране стала невыносимой и он решил взять инициативу в свои руки. Как дальновидный лидер, обладавший даром слова и убеждения он начал собирать народное ополчение по всей стране. Он избрал наиболее эффективный на тот исторический момент путь-обращение за помощью оружием и живой силой к Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) советской России. После неоднократных попыток Сухэ-Батору и его соратникамк (Д.Бодоо, С.Данзан, Х.Чойбалсан, Д.Лосол, Д.Догсом, Д.Чагдаржав и др.) удалось установить партийно-политическое сотрудничество с большевиками. 18 марта 1921 года народное ополчение под командованием Сухэ-батора штурмом овладела пограничным городом Кяхтой. В том же году его войско совместно с РККА освободило Нийслэл Хурээ (в 1924 г. переименован в Улан-Батор), и 11 июля 1921 года Монголия отпраздновала свою окончательную независимость. Сухэ-Батор, находясь на посту военного министра народного правительства внес неоценимый вклад в укрепление обороноспособности и национальной безопасности монгольского государства. Он умер 20 февраля 1923 года в возрасте 30-ти лет. По некоторым источникам причиной смерти стали осложнения вызванные пневмонией, хотя мифы относительно его гибели существуют и по сей день. Многие придерживаются мнения, что он был отравлен.

За высокий рост Сухэ-Батора солдаты ласково звали “наш долговязый батор”. Он метко стрелял на скаку и отлично владел искусством джигитовки. Армия уважала Сухэ-Батора не только как своего лидера, но и как личность, верную своим убеждениям, честного и дружелюбного человека. Монгольский народ глубоко переживал и оплакивал безвременную смерть любимого героя. В 1946 году его ближайший соратник и политический наследник Х.Чойбалсан (глава государства, 1939–1952 гг.) издал указ о создании памятника Д.Сухэ-Батору на том месте, где он публично объявил о победе в борьбе за независимость Монголии. В 1948 году Чойбалсан в своих мемуарах писал: «Долг монгольского гражданина-помнить о заслугах Д.Сухэ-Батора перед Родиной».

Коллектив скульпторов (С. Чоймбол, Д. Дамдимаа, Лхамсурэн, Пурэв, Н. Жамбаа, Равдан, Данзан, Данший) много лет занимался проектированием монументальной скульптуры и связанными с этим исследованиями. Над подготовительными работами и непосредственно над установкой монумента неустанно трудились мастера (Ш. Наянтай, А. Даваацэрэн) и группа рабочих, в число которых входили японские военнопленные. Строительство памятника было завершено в срок, к 25-й годовщине Народной революции и провозглашения МНР. Высота памятника составила около 11 м, конная статуя-около 4 м. В скульптуре запечатлен образ и характер Сухэ-Батора, а также в ней присутствует динамика движений. Его статная фигура с прямой спиной изображена верхом на энергичном скакуне, гордо стоящем на вершине скалы, обращенной в сторону восхода солнца. Скульптор увековечил Сухэ-Батора со строгим, мужественным лицом, расправленными плечами, с поднятой ладонью вверх правой рукой и призывающим народ к борьбе за свободу.

На массивном постаменте с обеих сторон установлены мемориальные плиты в память о революционных событиях. На барельефе справа изображен Сухэ-Батор, ведущий свое войско в бой. Слева-момент его обращения с речью к народу. Четырнадцать львов с цепями в клыках окружают памятник, символизируя защиту и силу. В 2010 году статую отреставрировали и отлили в бронзе, после чего многие детали приобрели красивую отчетливость. На лицевой стороне постамента укреплена плита с выгравированной цитатой из речи Сухэ-Батора:

“Если наш народ сольет воедино свои мысли, объединит все силы и пойдёт к одной цели, то не будет ничего не достижимого, не будет того, чего бы он не познал и не свершил; [никто] (никакой внешний и внутренний враг, никакие лишения, с которыми мы можем столкнуться)* не может препятствовать нам в достижении процветания” *(отредактировано Чойбалсаном в 1946 г.)

В конце ХХ века памятник Сухэ-Батора стал свидетелем мирной демократической революции-события, достойного наследия национального героя. В ХХI веке памятник служит нам напоминанием, что борьба за свободу не окончена. Сегодня монгольское государство вновь оказалось лицом к лицу с хитрым и опасным противником.

Коррупция-это хищный монстр, пожирающий государство изнутри, уничтожающий с трудом завоеванную свободу. Она является врагом развития и процветания нации, подрывает нравственные ценности и морально-этические нормы общества. Сегодня бронзовый Сухэ-Батор призывает каждого монгольского гражданина к борьбе с коррупцией, чтобы монголы, следуя примеру народного героя окончательно и бесповоротно ее победили и защитили от нее будущее своих детей.

Если же монголы, в своем государстве сумеют внедрить антикоррупционные стандарты, сформировать иммунитет против коррупции и культуру нетерпимости к ней, которые приведут к исчезновению таких явлений, как мошенничество и подкуп, то как сказал Сухэ-Батор “ничто не сможет препятствовать нам в достижении процветания”. Памятник героя, олицетворяющий его наследие и силу духа убеждает народ в том, что цель достижима.

  1. Н. Хишигт, “1921 Оны Хувьсгалын Түүхэнд Д.Сүхбаатарын Эзлэх Байр Суурь: 1990-ээд Оноос Хойшхи Түүх Бичлэгийн Асуудалд”
  2. З.Сэсээр, Д.Сүхбаатар – Монгол Орон, (Ulaanbaatar: New Indigo, 2020), стр.49.
  3. Ч. Дашдаваа и др., Сүхбаатарын Хөшөөний Үнэн Түүх, (Ulaanbaatar: Admon, 2011), стр.41.

ARIUNAA JARGALSAIKHAN

Опубликовано в газете “UB Post” 20 июля, 2020