Наука и Образование НОВОСТИ Творчество ТОП

Неделя монгольской каллиграфии в Санкт-Петербурге

С 22 по 27 мая в Санкт-Петербурге прошли мастер классы по монгольской каллиграфии. Каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Она уходит своими корнями в далёкое прошлое. Древние Индия, Китай, Центральная Азия и Ближний Восток славились своими мастерами искусного письма. Современная каллиграфия довольно разнообразна – от бытовых рукописных надписей на открытках до тонких графических изображений на предметах одежды, посуде и ювелирных украшениях. В настоящее время в Монголии каллиграфия необыкновенно популярна. Занятия этим видом искусства способствуют освоению старого монгольского вертикального письма. В соответствии с постановлением Правительства Монголии к 2025 году весь официальный документооборот переходит на монгольское традиционное письмо.

Посольство Монголии в Российской Федерации и Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета провели в учреждениях и организациях города ряд благотворительных мероприятий под общим названием «Искусство монгольской каллиграфии». Лекции о Монголии, современном монгольском искусстве и поэзии прочитала доцент кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ М.П.Петрова. Мастер-классы по монгольской каллиграфии проводила известный мастер-каллиграф, преподаватель монгольского языка как иностранного, сотрудник Посольства Монголии в Российской Федерации, глава благотворительного фонда «Мать-кормилица» (Улан-Батор)                Ц.–О.Дорждэрэм.

В рамках мероприятий в Институте Восточных рукописей РАН прошло юбилейное, шестидесятое, заседание Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН. М.П.Петрова начала заседание с видео-презентации «Каллиграфия и поэзия», где представила собственные художественные переводы стихов известного современного монгольского поэта Г.Мэнд-Ооёо.  Затем  сотрудник Посольства Монголии в Российской Федерации (Москва) Ц.–О.Дорждэрэм прочитала доклад и провела мастер-класс на тему «Искусство монгольской каллиграфии».

Продемонстрировав образцы каллиграфических надписей, выполненных в прошлом году во время мастер-класса на кафедре монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ, Ц.-О. Дорждэрэм на их примере объяснила основные принципы создания каллиграфических надписей. Прежде чем приступать к написанию слова, нужно мысленно определить общую композицию надписи и модифицировать начертание букв в зависимости от общей формы изображения — например, чтобы вписать слово «красота» в круг, нужно изогнуть заключительную горизонталь и соединить её с начальной буквой. Докладчик также отметила тесную связь искусства каллиграфии и внутреннего состояния человека. Каллиграфические надписи эмоционально влияют на их автора и зрителей, поэтому для каллиграфии обычно выбираются слова с благоприятным смыслом (например, слово «удача»), буддийские благопожелания (например, благопожелание Чже Цонкапы) или стихотворения (например, стихи поэта Нацагдоржа о четырёх временах года). Вместе с тем, каллиграфическое произведение позволяет раскрыть внутренний мир его создателя и проявить его талант, потому что главное в жизни человека — это творчество, и врождённые способности человека могут найти выражение в том числе и в каллиграфии.

После этого Ц.-О. Дорждэрэм дала необходимые пояснения относительно материалов и инструментов, используемых каллиграфами. Каллиграфические надписи могут выполняться не только на бумаге, но и на фарфоре, стекле и ткани. Для письма на бумаге используется тушь, а на остальных поверхностях — акриловые краски. Орудием письма служит кисть. Под бумагу, поскольку она тонкая, при письме подкладывается специальная салфетка. Затем участники мастер-класса, предварительно поупражнявшись в написании букв кистью на бумаге, создали под руководством Ц.-О. Дорждэрэм каллиграфические надписи с монгольским словом «удача». В заключение мастер-класса Ц.-О. Дорждэрэм продемонстрировала приёмы письма на ткани и стекле.

23 мая на Восточном факультете СПбГУ прошёл вечер поэзии, посвящённый 220-летию выдающегося монгольского религиозного деятеля, просветителя и поэта XIX  века Данзанравжи (1803-1856). Ц.-О. Дорждэрэм представила выставку собственноручно расписанных к этой памятной дате фарфоровых предметов и изделий из ткани. Затем она прочитала доклад «Образная система стихотворения Данзанравжи «Превосходные свойства».

В исполнении монгольских курсантов ВКА им. А.Ф.Можайского прозвучали стихи знаменитого поэта. Студенты и преподаватели кафедры монголоведения и тибетологии представили свои художественные переводы этих стихов. Выступления сопровождались мелодиями, которые исполнял на национальном монгольском инструменте хучире студент 2 курса Ананда Цыденжапов. Затем мастер-каллиграф Ц.-О. Дорждэрэм провела мастер-класс по искусному письму для всех присутствующих.

25 мая благотворительное мероприятие по монгольской каллиграфии состоялось в подростково-молодёжном клубе «Патриот» Невского района Санкт-Петербурга. Оно проводилось при содействии комитета по молодёжной политике Администрации Невского района. В клубе собрались дети с родителями, а также дети и подростки из неблагополучных семей. Многие из них ничего не знали о Монголии. Доцент М.П.Петрова прочитала ознакомительную лекцию о стране и её многовековой культуре. Ц.-О. Дорждэрэм обучила всех основам каллиграфического письма. По окончании мероприятия она, будучи главой благотворительного фонда «Мать-кормилица» (Улан-Батор) преподнесла в дар детям из неблагополучных семей собственноручно расписанные футболки и бейсболки.

Также Ц.-О. Дорждэрэм приняла активное участие в праздновании Дня филолога и восточника в СПбГУ 26 мая. Студенты филологического и Восточного факультетов смогли продемонстрировать свои таланты в искусном письме во дворике филологического факультета, где проходил праздник.

В День города 27 мая мастер-класс по монгольской каллиграфии был проведён в Обществе бурятской культуры «Ая-Ганга». Ко Дню рождения Санкт-Петербурга была развёрнута выставка образцов каллиграфического искусства. В центре бурятской культуры собрались творческие, заинтересованные люди. Многие из них уже освоили азы каллиграфического искусства. Однако на мастер-классе Ц.-О. Дорждэрэм они узнали, как наносить красивые надписи на посуду, одежду, ткани акриловыми красками, как изготавливать оригинальные сувениры своими руками. Большую помощь в организации мероприятия оказала директор  Общества бурятской культуры «Ая-Ганга» Ц.А.Самбуева. В дар участникам детского танцевального ансамбля «Ая-Ганга» были преподнесены футболки с надписями на национальном письме.

Материал подготовила: доцент кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ М.П.Петрова