История МОНГОЛИЯ Чингис Хан

Как менялось отношение Китая и России к Чингисхану

Россия и Китай — две крупные державы мира имеют свои официальные истории, “утвержденные государством”, благодаря которой они оценивают свое прошлое, заставляют всех её так и “понимать” и рассматривать, а также зубрить по учебникам. Так было всегда. Однако, когда меняются режимы, происходят революции и меняются династии, официальная история также меняется. Каждый раз, когда менялись китайские династии, следующая династия писала свою историю “официально”, подстраивая под свои интересы. Потомки Романовых по-своему писали историю России. По приказу Сталина история России была официально изменена, но с падением коммунизма и распадом Советского Союза у нее появилось “новое историческое прошлое”, т.е. исторические процессы, события и личности всегда имели разные оценки и ценности в зависимости от того кто находится у власти.

х       х       х

Династия Мин, возникшая после династии Юань, опровергала все, что связаны с Монголией и Чингисханом и считала это позорным периодом в истории Китая. Отказалась называть монголов “монголами”, а вместо этого стали их называть “татарами”, как раньше называли дикие народности с севера. Правление Династии Юань считалась незаконной, а Хубилай упоминался как основатель Юань, а не Чингисхан.

Маньчжурская династия Цин после прихода к власти стала восхвалить Чингисхана как бога в соответствии с обычаями тибетского буддизма, а Нурхачи и Абахай стали преподносить себя как перерожденцами Чингисхана. В период династии Цин к Чингисхану и другим монгольским вождям средневековья относились с особым почтением, а монголы находились под её особой “опекой”.

Для республиканцев, свергнувших маньчжурскую династию Цин, эпоха династии Юань стала самым позорным периодом в истории Китая. Японскую агрессию стали сравнивать с правлением династии Юань и стали восхвалять борьбу китайцев против этой династии всеми способами. Но для гоминданцев, находящихся у власти, Коммунистическая партия Китая представляла большую угрозу, чем Япония. Дело в том, что на территории Внутренней Монголии шла борьба между гоминдановцами, коммунистами и японцами не только за свои влияния, но вместе с ней шли и крупные “дискуссии” идеологического характера.

Первым кто объявил Чингисхана национальным героем Китая, в конечном счете, был Чан Кайши. Чингисхан в его интерпретации был китайским императором, независимо от его этнической принадлежности и был первым китайцем, покорившим Россию, а долгое господство его наследников над Москвой преподносилось как исторический прецедент окончательной победы Чан Кайши над коммунистической партией Китая, которую считали организацией, представляющей интересы Москвы. В это же время, однако, новый лидер КПК Мао Цзэдун говорил монголам Внутренней Монголии, что только сражение коммунистов поможет им сохранить славное наследие Чингисхана. В этом смысле Мао радикально отличался от советской идеологии, где Чингисхана было принято изображать только в негативном свете.[1]

Коммунисты в итоге добились широкой поддержки монгольской части населения. После окончательной победы коммунистов в 1949 году их отношение к Чингисхану менялось несколько раз в зависимости от текущей идеологической повестки дня. В 1950 году, когда власти восстановили мавзолей Чингисхана в Ордосе, ранее находящиеся там предметы культа были вывезены, чтобы они не попали к японцам. Культ Чингисхана продолжался, хотя и потерял основной религиозный смысл, а церемониальные ритуалы там стали проводиться реже и больше походили на этно-культурный ритуал. Но на фоне Монгольской Народной Республики, где Чингисхан, согласно советской традиции, изображался в негативном свете, а его культ был запрещен вообще, китайские власти даже с их некоторыми мерами ограничения, в глазах монголов выглядели намного лучше.

В конце 1950-х Чингисхан в Китае на короткое время тоже стал тираном, но советско — китайская вражда середины 1960-х быстро вернула его в качестве политического инструмента. Статьи в ведущих китайских научных журналах стали высоко ценить его прогрессивную роль как объединителя монгольских племен, основателя монгольской государственности, промоутера отношений Востока с Западом, и, как фигуру, начавшего процесс воссоединения Китая и завоевания русских земель. В 1962 году в Китае и даже на Тайване, с помпой отметили 800-летие со дня рождения Тэмуджина. Это резко контрастировала с подавлением такого празднества в Монгольской Народной Республике. В СССР писали, что “Пекин отмывает кровь с рук Чингисхана и дает ему новую прогрессивную роль в истории Китая”, предпочитая “национально-буржуазную позицию” пролетарскому интернационализму.

В годы культурной революции (1967-1976) негативное отношение к Чингисхану как к тирану вернулось. Под прицелом оказалось всё традиционное наследие монголов, как и других национальностей. На монголов из Внутренней Монголии оказывалось давление с целью интеграции в общую ханьскую культуру, а их сопротивление привело к гибели многих монголов. Мавзолей Чингиса был разграблен, некоторые предметы культа уничтожены, а его помещения и территорию стали использовать для нужд завода по переработке соли.

При Дэн Сяопине Чингисхан в Китае был снова реабилитирован. Это новая политика позволила восстановить мавзолей Чингисхана и там ежегодно стали проводиться мероприятия под лозунгом “Монголы и хань – одна семья”. Новая китайская национальная политика, представляющая Китай как родину 56 национальностей, пересмотрела роль Чингисхана и его наследников. Теперь история каждого меньшинства считается неотъемлемой частью истории Китая и историческое наследие монгольской национальности занимает свое достойное место в рамках большого китайского наследия. Монгольское завоевание больше не рассматривается как ранимое или даже как иностранное правление, а скорее как время, в течение которого монгольское “меньшинство” управляло всей страной.

Такая новая интерпретация истории проложила путь к резкому росту популярности Чингисхана в Китае с 1990-х годов параллельно с аналогичным ростом его популярности во Внешней Монголии и на Западе, что в свою очередь привело к конкуренции между Китаем и Монголией за наследие Чингисхана. В 2000 году китайские археологи объявили об обнаружении захоронения Чингисхана в Синьцзян-Уйгурском районе Алтая. Монгольская сторона отказалась в это поверить, а китайцы не предоставили никаких доказательств обнаружения. Правительство Монголии же запретило поиск могилы Чингисхана на территории Монголии и трогать останки его предков.

В то же время, китайцы пытались извлечь максимальную пользу от мавзолея Чингисхана во Внутренней Монголии, утверждая, что он важнее, чем тайное местонахождение настоящего захоронения. В 2003 году китайские власти объявили о своем намерении расширить существующий мавзолей и вообще превратить его в крупную туристическую достопримечательность с огромным парком развлечений (“Чингислэнд”). В 2004 году, когда проект столкнулся с финансовыми трудностями, Правительство Китая даже рассматривало возможность превращения его в частное китайское предприятие. Эта попытка “продать Чингисхана китайским капиталистам” вызвала протесты во Внутренней и Внешней Монголии и правительство было вынуждено отказаться от идеи, показав, что даже китайские манипуляции с Чингисханом имеют свои пределы. Об этом израильский историк Михал Биран [2] написал много работ.

Сегодня Чингисхан пользуется поддержкой правительства и играет важную роль в качестве одного из самых выдающихся национальных героев Китая. Восковая фигура Чингисхана стоит в Национальном историческом музее в Пекине рядом с самыми выдающимися императорами в истории Китая; его хвалят как первого китайца, покорившего Европу и множество книг, фильмов и сериалов освещают его подвиги и достижения, его позитивную роль в объединении монголов и расширении китайских территорий. Как резюмирует Михал Биран, успешное манипулирование китайцами образа Чингисхана является впечатляющим свидетельством замечательной способности китайского национализма превращать национальную трагедию в национальный триумф.

Почти в каждом городе и поселках Внутренней Монголии ежегодно появляются разные дорогостоящие памятники и монументы Чингисхану.

х       х      х

Вопрос о том, какое влияние оказали завоевания Чингисхана и его потомков на историю Руси и России, это очень интересная тема.

В результате нашествия войск Батый-хана Киевская Русь распалась как минимум на 5-6 княжеств. Батый-хан поддерживал новгородцев и, покоряя других, способствовал их объединению. Золотая Орда со столицей в Сарае, с тех пор поддерживал вассальные отношения с Русью. Московская Русь и Золотая Орда временами воевали между собой, иногда поддерживали друг друга, но Московская Русь была вассалом Золотой Орды, платившая ей дань.

После вступления на престол династии Романовых отношение русских к монголам и тюркам начало резко меняться. Романовы стремились европеизировать Россию по мере укрепления власти, они стали собирать осколки раздробленной Золотой Орды. Она хотела приблизиться к Европе, но с другой стороны была полуфеодальным азиатским государством, объединявшим множество тюрских народностей.

Именно в этот период зародился замечательный пласт русской интеллигенции. Русская аристократия и интеллигенция, сосредоточенные в основном в Москве и Санкт-Петербурге, были кровно смешаны с выходцами монголо-тюркских национальностей. Одним из их представителей был просвещенный абсолютист Михаил Карамзин, который является автором истории России в 12-ти томах. Именно он пустил в оборот термин “монголо-татарское иго”. Он писал, что разрозненная Русь находилась под игом Чингисхана и его потомков в течении 150 лет и оно было свергнута в результате Куликовской битвы в 1380 году, а окончательно освобождена в 1480 году. Понятие “монголо-татарское иго”, в ходе которого убивали, притесняли и угнетали русских, глубоко засело в головах русских и это сильно повлияло на их взгляд на свою историю.

Термин “jugum tartaricum” впервые применил историк Ян Длугош [3]. Он пытался доказать, что вследствие того, что русские долгое время находились под гнетом монголов, они были нацией, отдаленной от Европы, а в отношении происхождения и культуры не имели ничего общего с европейцами. Позже российские историки стали использовать его слова, изменив при этом их значение. Они заложили в них смысл, что русские действительно долгое время находились под гнетом монголов, но они являются европейцами, преодолевшими этот гнет.

Лидером Октябрьской революции 1917 года был Владимир Ульянов (Ленин), который родился в татарском городе Симбирске и получил высшее образование в его столице городе Казани. У него вообще не было русской крови: его мать была еврейкой по отцовской линии, а по материнской линии германо-шведского происхождения; отец по линии отца происходил из Кавказа, а по линии матери имел монгольскую кровь. Бабушка Ленина была калмыцко — монгольского происхождения.[4] Вообще среди организаторов Октябрьской революции было мало русских по происхождению. Помимо евреев Каменева, Зиновьева, Троцкого и Свердлова, преемник Ленина Сталин был грузин. Они и создали образ совершенно нового “советского человека” – идеологизированного космополита.

Со вступлением Советского Союза во Вторую мировую войну был поднят “вопрос о русском народе”. Сталин прекрасно понимал, что войну можно выиграть только опираясь на великий русский народ, составлявший подавляющее большинство населения. Именно поэтому он поднял вопрос о национальной идентичности русского народа, которая многие годы подавлялась коммунистической теорией. Он впервые обратился к народу как к “братьям” и стал говорить об истории России и гордости русского народа. В разгар войны знаменитый кинорежиссер Эйзенштейн по его заказу снял шедевр “Иван Грозный”.

Сталин ставил Великую Отечественную войну в один ряд с завоеванием Чингисхана и вторжением Наполеона и призывал народ на героическую борьбу по защите своей Родины. Он восстановил военную форму царской России, утвердил ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова и других великих полководцев России. Сталин сравнивал Гитлера с Чингисханом и Наполеоном, вторгшимися в Россию. Именно в рамках этой пропаганды в период войны была издана трилогия романов Владимира Яна[5] (В.Г.Янчевецкий) “Чингисхан”, “Батый” и “Нашествие монголов”, а автор был удостоен Сталинской премий. В своем произведении Ян помимо того, что стремился показать героическую борьбу русских против иноземных захватчиков, он описывает монголов как диких, жестоких и звероподобных захватчиков. К.Маркс в своей “Тайная дипломатическая история восемнадцатого века” писал, что “Угнетение татар [в России] длилось двести лет … Это угнетение не только угнетало [русский] народ, но и подрывало его моральный дух. Татары установили систему систематического запугивания, используя методы грабежа и резни”.[6] С тех пор этот вывод повторяется почти все работах по “монголо-татарскому игу”. [7]

Созданный Лениным и Сталиным СССР располагался на территории Золотой Орды и подвластных ей государств. Все тюркские народности, не считая турков в Турции, находились под властью Сталина. Даже Синьцзян-Уйгурский район он держал под своим контролем.

Раз Чингисхан угнетал Русь и русский народ, то угнетателями значит были монголы и татары, т.е. тюрки. И “грехи” многовековой давности Сталин навесил на их потомков. Гитлеровцы, как и монголо-татары Золотой Орды, были чужеземными захватчиками. Чужеземцы, притеснявшие русский народ, должны быть виноваты в этом грехе даже через многие поколения. Сталин насильственно переселил в Среднюю Азию балкарцев, ингушей, карачаевцев, крымских татар, чеченцев, калмыков и других тюрок и монголов. Это был настоящий геноцид.

Он также намеривался наказать казанских татар, но справиться с 5 миллионом человек ему было не под силу. И решил эту проблему намного проще. 9 августа 1944 года ЦК партии большевиков приняло постановление “О совершенствовании политической и идеологической работы татарских партийных организаций”. В нем описывает историю татар как “паразитическую”. Их не переселили, но они были прокляты как прямые потомки “диких” монголов, и их национальная гордость была запятнана.[8] После принятия этой резолюции в научных исследованиях, а также в школьных учебниках, упрощенной научной литературе и кино появился устойчивый образ вечного врага русского народа. Так, советским людям по определению Яна и постановлению ЦК КПСС от 1944 года сформировался образ Чингисхана. Эта генеральная линия продолжалась и позже и была дополнительно “научно” обоснована такими историками как Бободжан Гафуров [9]. Хотя Л.Гумилев, который хорошо изучил историю Монголии и написал много книг по этой теме, но постоянно подвергался гонению. Он считал, что русские, а также персидские и арабские источники, т.е. источники побежденных Чингисхану сторон, не могут быть объективными источниками. Еще одной причиной его гонения и социальной изоляции являлось то, что он был сыном известных русских поэтов-диссидентов Гумилева и Ахматовой.

После распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии к “монголо-татарскому игу” стали относиться по-другому. Стали раздаваться голоса, что “Золотая Орда была союзником России”, “Россия есть продолжение Золотой Орды”, и т.д. и последовало множество публичных дебатов. С 2013 года во всех учебниках России стали писать не о “монголо-татарском иго”, а о “периоде правления Золотой Орды”. Во всяком случае теперь в “официальной истории” современной России и школьных учебниках нет упоминания о позорном “монголо-татарском иго”.

 

Баабар

————

[1] Michal Biran Chinggis khan in China and in the Muslim World: Between Hero and anty-hero (Acta Mongolica Centre for Mongol studies 2010) p-143-150

[2] Михал Биран (1978-) Израильский историк

[3] Длугош, Ян (1415-1480) Польский историк

[4] Шаганян, М. Билет по истории (Красная новь Кн1 1938) стр-46-47

[5] Ян Василий Григорьевич (1874-1954) Настоящая имя Янчевецкий. Советский писатель

[6] Marx. K. Secret Diplomatic History of The Eighteenth Century (ASIN 2011)

[7] Бүгд найрамдах Монгол ард улсын түүх (Улаанбаатар 1955) х-136 [History of the Mongolian People`s Republic, 1955]

[8] The Treasures of the Golden Horde (Санкт-Петербург 2000) рр-31

[9] Гафуров, Бободжан (1908-1977) Тажикский историк