ИНТЕРВЬЮ

Хамба Лама Д.Чойжамц: «Год Свиньи будет непростым для взрослых»

Когда речь идет о национальных традициях, праздниках – всегда хочется получить исчерпывающую информацию. Наш сайт старается обращаться к знающим людям, чтобы взять у них интервью, ищет и публикует архивные публикации. Но сегодня не мы, а наши коллеги из газеты «Одрийн Сонин», по случаю национального праздника Цаган Сар взяли интервью у главы центрального буддийского монастыря «Гандан» Хамба Ламой Д.Чойжамцем. Мы публикуем этот материал в нашем изложении.

  

Уважаемый Хамба Лама, каким будет год Свиньи по лунному календарю?

Все хорошее и плохое, совершенное нами за минувший период, проявит себя в новом году. Это закон жизни. В нашей традиционной астрологии прогноз нового года делают с учетом движения звезд и отношений между людьми. Если говорить о наступающем годе Свиньи он будет непростым для молодежи, но благоприятен для детей и стариков. Также по всем показателям в середине года выпадет много осадков, дождя.

 

Расскажите, пожалуйста, о символе праздника Цаган Сар?

Одним из проявлений сохранения уникального наследия, национального мышления монголов является то, что мы испокон веков отмечаем праздник Цаган Сар. В исторических летописях великих ученых Завадамдина, Агвааняма лхарамба упомянуто о том, что монголы всегда торжественно справляли праздник Цаган Сар. В зависимости от общественного строя, просвещения народа, способностей и уклада жизни народа Цаган Сар справляли по-разному.

По весомой причине Цаган Сар стали праздновать весной. После того, как Чингис Хан завоевал Тибет, тибетские ханы, вельможи подарили много даров, вошли в состав Великой Монгольской империи, и устроили большой пир. Присоединив к себе Тибет, Чингис Хан вернулся на Родину, и в течение девяти лет монголы жили мирно и спокойно, без войн. Большой пир провели весной. С тех пор (как упомянуто в исторических летописях) праздник Цаган Сар начали отмечать в первом месяце весны.

Другая причина празднования Цаган Сар весной связана с особенностями кочевого быта и жизненного уклада монголов. Кочевники осенью заготавливали молочные продукты про запас, и использовали их в своей пище суровой зимой, а весной – другие продукты, нужные для их здоровья, в том числе, из муки. Весна была холодной, с сильными ветрами, резкими перепадами температуры, поэтому кочевникам пришлось по душе отмечать праздник в скудный сезон, обмениваться между собой подарками.

Праздник именуют Цаган Сар (Белый месяц) потому, что в это время все    кругом бело, покрыто снегом. К тому же, он приходится на самое голодное время года, когда происходит разгул злых сил, и, чтобы задобрить их, месяц называют     белым, то есть счастливым.

 

В праздник Цаган Сар буддийские храмы проводят службы, молятся. Какого содержания молитвы читают ламы в Цаган Сар?

Предвещая и символизируя наступление хорошего года в буддийских храмах проводят специальные религиозные службы и ритуалы. Своими молитвами ламы просят богов посылать на землю людям все самое хорошее, оберегать их от несчастья и горя. В день битуун, то есть за день до начала Цаган Сар, ламы возносят дары богу Лхам, и целую ночь читают молитвы всему живому на этой земле, молитвы монгольскому народу. С первого дня Цаган Сар в течение 15 дней не прекращаются религиозные обряды, ритуалы в буддийских храмах. Все они направлены на то, чтобы оберегать верующих от нечистей, даровать людям счастье, любовь, покой, благополучие, достаток.

 

Граждане стараются в первые 15 дней праздника Цаган Сар побывать в буддийском храме, чтобы ламы, астрологи сделали прогноз их судьбы в новом году.

Буддийский монастырь «Гандантэгчинлэн» с 1944 года беспрерывно составляет лунный календарь. В высшей религиозной школе открыли факультет астрологии, выпускники остаются преподавать в ней, и по традиции участвуют в составлении лунного календаря. Астрология – это возможность предсказания будущего. Но важно всегда помнить слова Будды о том, что «человек, прежде всего должен верить в себя, в свою силу и спасение».

Другими словами, счастливая, благополучная жизнь без нужды и горя зависит только от самого человека, поэтому помыслы у него должны быть чистые, и во благо других. Человек должен стараться жить долго, без болезни, придерживаться правильного образа жизни, остерегаться несчастий, честно, добросовестно выполнять работу, следить за своей речью, телом и состоянием души. Тогда год для него будет удачным и успешным

 

В чем значимость Цаган Сар?

Значимость праздника Цаган Сар высока. В этот древний праздник монголы ходят в гости к своим родителям, старшим родственникам, уважаемым людям, оказывают им свое уважение, встречаются с теми, кого долго не видели, говорят только хорошее и позитивное, стараясь избегать темы болезни, несчастий, подают милостыню нищим. Встречи монголов в Цаган Сар – это отдельная наука и философия жизни.

 

В последнее время много молодых лам стремятся доводить до общественности буддизм с точки зрения философии. Под их влиянием верующие просветляются, отношение к буддизму меняется, стало много сторонников буддийской философии. Ваше мнение об этом?

В прежние времена были большие искажения в истории. Беспощадно казнили просвещенных лам. Но для развития религии оставили только монастырь «Гандан», где было всего несколько лам, и службу они вели под строгим контролем органов. С наступлением лучших времен эти ламы были уже преклонного возраста и ушли в мир иной.

В девяностые годы осталось всего несколько пожилых лам и окончившие религиозную школу молодые ламы, но их было мало. Пожилые ламы передали своим преемникам все свои знания, и обрели покой. В ту пору сформировалось неправильное мнение, что ламы только предсказывают и читают молитвы. Впоследствии лам начали обучать в Индии и других странах с традиционной буддийской религией, в 2000 году некоторые из них вернулись в Монголию, и служат во благо живого на свете, во благо монголов.

С 2008 года наши ламы начали вести и общественную работу. Немало из них получили научные степени. Они просвещают общественность доступно и понятно, рассказывают философию буддизма, распространяют учение Будды. Эти ламы наполняют, можно сказать, лучом света души людей.

 

Современные ученые признают, что многое можно перенять, черпать из буддизма, буддийской религии, философии. Значит, наука и буддизм могут взаимно дополнять друг друга?

По инициативе Далай Ламы проводятся дискуссии, форумы совместно с учеными по изучению мозга человека. Ученые и буддисты учатся друг у друга. Буддийская религия возникла более 2500 лет тому назад, и это глубокая философия. В буддийской религии принято считать, что все скопленное обязательно обратно распадается на части. То есть, атомы, молекулы связывают с теорией водолея. Водолей является обычной частичкой вещества. По мере развития науки, и по мере того, как меньше и мельче становятся вещества, все большее внимание ученых приковывает теория буддизма о так называемом «пустом качестве». В этом заключается причина того, что ученые с мировым именем проявляют большой интерес к буддизму.

Спасибо!

Григорий Денисов, Хамба Лама Д.Чойжамц, Антон Коваленко. Встреча 2013 года